Какова природа творчества человека? Философия, психология и другие науки еще пока не дали ответа на этот вопрос на сто процентов, а только "нащупали" его. Правда, сейчас уже можно сказать, что это природа деятельности, в которую погружен человек. По-видимому, она неодинакова для практиков, с одной стороны, для артистичных личностей - с другой и для вербалистов - с третьей.
В структуре творчества разных личностей можно выявить много схожего, и главное, что его природа может быть или образной, или абстрактно-логической, или смешанной. В искусстве, обычно, преобладает образный нрав творческого процесса, ведь если в научной деятельности природа творческого процесса обычно состоит в нахождении новых связей и закономерностей, четком выявлении предпосылки и следствия, то в искусстве творческий процесс должен изливаться в определенные художественные формы, надлежащие нраву фактически творческого процесса.
Деятельность парикмахера-модельера - реального творца, мастера собственного дела более близка к деятельности художника. И тот и другой отыскивают соответствие внешнего вида человека его внутреннему миру, стараясь приблизить натуру к какому-то эталону, существующему в сознанию Мастера.
При всем этом можно выделить несколько типов мышления по нарастающей их трудности.
Так именуемый линейный тип мышления характерен для парикмахеров, которые способны только копировать прическу - независимо от личных особенностей Клиента. Обычно, у мастеров с таким типом мышления есть несколько стереотипных причесок, которые они используют повсевременно и при всех обстоятельствах.
При плоскостно-разветвленном типе мышления во время сотворения прически Мастер старается приблизить "данную прическу к даной голове". Это приводит к тому, что получившаяся модель существует вроде бы сама по для себя, раздельно от Клиента.
Объемно-разветвленный - 3-ий тип мышления, при котором Мастер, создавая прическу, употребляет не только лишь все свои познания и опыт, да и принуждает себя мыслить образно. Нередко это приводит к созданию таковой полосы стрижки либо формы прически, которая на 1-ый взор далека от "первоисточника", но подходит Клиенту совершенно. Мастер с таким типом мышления способен удовлетворить Клиента как с практической, так и с эстетической точки зрения.
И, в конце концов, 4-ый, высший, голографический метод мышления присущ творцам, реальным мэтрам, способных к созданию новых и ломке старенькых стандартов причесок, разрабатывающим новые направления в сложном парикмахерском искусстве.
Интересно, но при исследовании творчества этих мастеров было отмечено, что заглавие типа их мышления - "голографический" - как нельзя лучше подходит и к процессу сотворения ими причесок. Большая часть таких парикмахеров обладает типичным "внутренним экраном", на который они "проецируют" голографическую модель головы Клиента.
Сначала она представляет собой только контур, но по мере того, как Мастер знакомится с Клиентом (его анатомическими особенностями, состоянием волос и т.п.), он "выстраивает" на этом экране модель будущей прически. Мастер на уровне мыслей "прокручивает" все вероятные варианты стрижки либо укладки и только после чего приступает к работе.
Стрижка, сделанная такими мастерами, уникальна: даже после ее деформации (перечесывание, мытье головы и т.д.) она все равно сохраняет собственный стиль.
Основываясь на всем сказанном выше, можно дать несколько советов, которые посодействуют вам достигнуть высот проф мастерства:
- повсевременно самосовершенствуйтесь;
- изучайте новейшую технику и новые препараты, применяемые в парикмахерском деле;
- методом занятий сделайте собственный "внутренний экран" - он поможет вам выполнить "примерку" разных вариантов и форм причесок для каждого определенного Клиента;
- вырабатывайте творческую смелость, способность при разработке прически идти "от неприятного" по отношению к имеющейся моде - это приведет вас к формированию новых модельных течений и созданию уникальных авторских моделей.
Борис Гузеев, экс-тренер сборных парикмахеров РСФСР, СССР, Монголии, Кубы, Литвы "Отличник бытового обслуживания населения", соучредитель и председатель художественного совета региональной организации "Содружества парикмахеров"