Офорты Дали. Помутнение рассудка или Вдохновение гения
Офорт просит большой твердости руки, прелестной техники и ясности плана. Как удавалось Сальвадору Дали, который гласил про себя "разница меж мной и безумцем в том, что я не безрассуден", потрясающе обладать ей?
Был ли он гением, способным "переключаться" от 1-го типа поведения к другому. Вчера он выпрыгнул из окна во время разговора. Сейчас читает лекцию о цветной капусте и роге носорога. Позже неделю методично работает в собственной мастерской.
Был ли он мастером саморекламы, обращающимся с людьми вокруг него, как с медью, которую можно резать и травить кислотой, чтоб напечатать побольше банкнот. "Скупым до баксов" окрестили Дали наименее везучие сюрреалисты.
Был ли он визионером, только передающим открывшиеся ему видения и поэтому работающим, с уверенностью механизма графопостроителя.
В конце концов, был ли он безумным, который раздирается безумием, но хладнокровно идет к своим целям.
Намедни столетия Дали, которое приходится на 11 мая, можно попробовать ответить для себя на эти вопросы, сходив на выставку "Графика Сальвадора Дали" в Муниципальный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Волхонку. Выставленные в экспозиции 60 офортов были переданы музею издателем и коллекциоером Пьером Аржиле, который дружил с Дали больше полвека.
Дали увлекся офортом сначала 1930-х, благодаря Пабло Пикассо. Естественно, еще в Академии Роскошных Искусств в Мадриде он изучал технику, но интересовался ей не много. в 1932 году в собственной парижской мастерской Пикассо попросил его закончиь два собственных офорта. Это было волнующим и очень обязывающим заданием. Юный живописец совладал так отлично, что Пикассо рекомендовал Дали швейцарскому издателю Альберту Скира, искавшему иллюстратора для произведения Лотреамона,
Дали смело берется за дело. Иллюстрации к «Песням Мальдорора» - самый значимый и цельный проект посреди гравюр Дали. Поэма графа Лотреамона (Изидора Дюкаса), вместе с «Толкованием сновидений» Зигмунда Фрейда, оказала большущее воздействие на становление Дали-сюрреалиста. Заинтригованный темной парадоксальностью «Мальдорора», свирепого сверхчеловека, оказывающегося злее самого беса, в подражании ей, в 1927 году он напишет и опубликует свою поэму «Святой Себастьян». Иллюстрируя в 1934 году Лотреамона, он рожденные своей фантазией образы. Это сюжеты повторяются в его живописи - «Анжелюс» (именитая картина Милле с молящимися крестьянами), «Мягкие часы», "Дерево-автомобиль".
Тираж прошел незамеченным, как и прижизненные издания Лотреамона. Дали уехал в Америку, где и познакомился с Аржиле в Нью-Йорке в 1934 году на выставке гравюр, устроенной Дали для показа первой серии офортов. Пьер Аржиле рискнул, приобретя офортные пластинки всего цикла «Песни Мальдорора», не оцененного в Европе, более того, обмолвил право на издание следующих офортов художника, стимулировав продолжение тестов Дали в технике гравюры на меди и вдохновив на создание 10 следующих циклов.
На какое-то время живописец увлекся цветной литографией и гравюрой на дереве - -но охладел к ним, вновь возвратился к офорту, предпочтя гравирование на медной пластинке. Аржиле не поощрял занятий художника литографией, указывая на непонятную оригинальность оттисков - тираж литографий доходит до тыщи экземпляров, процесс печати просит малых усилий создателя; литография практически не относится к самостоятельным произведениям искусства, являясь высококачественной репродукционной техникой.
Сделанные в шестидесятые годы серии офортов «Фауст», «Сюрреалистическая тавромахия», «Мифология» вошли в золотой фонд искусства гравюры XX века, продемонстрировав способности разных техник офорта. Если в «Песнях Мальдорора» в качестве единственного инструмента живописец употребляет железную иглу, то в новых циклах он гравирует алмазным и рубиновым острием основной набросок, а резцом и металлической иглой уточняет набросок и прорабатывает тени. Разная степень твердости материалов дает отличия в глубине и нраве штрихов, обогащает фактуру изображения. В «Мифологии» Дали прибег к травлению кислотой, работал в технике акватинты, кистью размывая асфальтовое покрытие медного листа и получая в оттиске имитации красочных эффектов. В предстоящем мастер усложняет приемы, сочитая иногда травленый штришок с сухой иглой, акватинтой, ручной росписью по готовому оттиску акварелью и железной пудрой. В 1966 году Дали делает собственный отклик на «Тавромахию» Пикассо, интерпретировав в гравюре шедевры величавого каталонца и назвав их «Сюрреалистической тавромахией».
Наибольшая коллекция гравюры на меди Сальвадора Дали по прежнему принадлежит семье Аржиле, дело отца продолжает Кристин Аржиле, в шуточку прозванная Сальвадором Дали «инфантой». Общепризнанный художественный критик, она управляет галереей Аржиле и сотрудничает с Музеем сюрреализма (Во-ле-Пениль). Офорты Дали есть в Москве, Лондоне, Токио, Париже и Санкт-Петербурге (Флорида, США).
"В отличие от других живописцев, чьи имена гремели в свое время, Дали не растерял известности и популярности до сего времени. Его диалог с новыми поколениями только заполучил большее качество", - произнесла директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ира Александровна Антонова на открытии выставки.
Выставка "Графика Сальвадора Дали из собрания Муниципального музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина". пройдет в ГМИИ им. А.С.Пушкина (москва, Волхонка,12) с 20 апреля по 6 июня.
Выставку представляют:
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Русской ФЕДЕРАЦИИ и Муниципальный МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА
Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»
Информационные спонсоры: "Ваш Досуг", "АртХроника", "Седьмой материк. Столичное ревю", РИА "Анонсы", "Труд", "Столичная правда", "Московские анонсы", "Огонек", "Новый мир искусства", "Moscow. The Official City Guide", "Moskauer Deutsche Zeitung", "Креатив&creativity", «Красота-онлайн» (WWW.KRASOTA.RU)