В критериях значимого роста рублевых цен и, соответственно, резкого падения покупательной возможности населения сокращение рынка анализируемых категорий парфюмерно-косметической продукции сходу после кризиса составило от 30 до 60%. В особенности драматичной ситуация оказалась для категорий, обычно не относящихся к товарам "первой" необходимости.
Кризис принудил производителей и дистрибуторов поменять ассортимент и находить новые стратегии продвижения продукта. Начиная с февраля-марта 1999 года, фиксировался неуклонный рост продаж фактически по всем рассматриваемым категориям и к лету 1999 года рынок заполучил новые довольно постоянные очертания. Разумеется, что потенциал рынка парфюмерно-косметической продукции сейчас далековато не исчерпан и емкость его будет, непременно, возрастать с ростом доходов населения.
Конкретно после кризиса 1998 г. предложения как международных, так и русских производителей приметно сместились в сторону роста толики более дешевенькой продукции, а ассортимент средств, в целом, расширился. Был отмечен совокупный рост толикой русских марок на уровне категорий, как в объемном, так и в стоимостном выражении. Но, резкий передел рынка закончился к весне 1999 года, и в текущее время конкурентность русских и международных марок не приводит к суровым переменам на рынке.
Активная политика (в т.ч. ценовая) по поддержке марки комплексом рекламных мероприятий, являлась определяющей для сохранения и укрепления позиций высококачественного продукта на рынке. При всем этом малая стоимость не являлась основным фактором продвижения марки из-за широкого предложения дешевеньких продуктов и насыщенности данного сектора рынка.
После кризиса значимость разных каналов реализации парфюмерно-косметической продукции поменялась.
Мелкооптовые рынки продолжали (и продолжают) оставаться животрепещущим местом покупки для значимой части населения - на их приходится от 25 (краски для волос) до 60% (дезодоранты) совокупного оборота.Ольга Шахматова, менеджер по работе с клиентами отдела Аудита Розничной торговли ЗАО ACNielsen Russia.
Тел. (095) 956-12-90
Материал был представлен на конференции "Русский парфюмерно-косметический рынок: взор в ХХI век".