Выставка «Взгляд из Германии. Шедевры из собрания Дойче Банк» очень логична в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Музей, чью славу составляют коллекции Щукина и Морозова, воспринимает более 140 произведений из наикрупнейшго корпоративного собрания, выросшего за четверть века до 50 тыщ единиц хранения.
Российские капиталисты начала ХХ века брали картины Гогена и Матисса за длительное время до того, как за их стали драться собиратели. Дойче Банк (Deutsche Bank) поочередно поддерживал современных живописцев и авангардное искусство.
Символичен жест бывшего члена правления банка Херберта Цаппа. Когда он собирался на открытие выставки столпа германского концептуализма Йозефа Бойса, то дал художнику собственный лимузин, а сам пересел в машину сопровождения.
Выставка дает возможность узреть, что такое образ жизни могущественного денежного учреждения; его неброскую роскошь, сдержанную силу и скромное притягательность. Ведь выставленные картины и статуи – это часть интерьера отделений Дойче банк в различных странах мира.
В деловом центре Германии Франкфурте-на-Майне размещены две башни DB. Каждый их этаж посвящен одному художнику, так что, заходя в лифт, вы нажимаете кнопку, к примеру, «Георг Базелиц». Перемещаясь с этажа на этаж, вы сможете совершить путешествие по стилям и школам германского искусства 1970-80-х годов прямо до верхушек, занятых Хорстом Антесом и Бойсом. Диапазон направлений в коллекции очень широкий. Единственное условие для арт-дилеров: работы должны быть уместны в обстановке кабинета, т.е. в их не должно быть порнухи и оскорбительных для служащих либо гостей тем.
Дойче Банк удалось приобрести много работ и классиков германского модернизма первой половины ХХ века. На сегодняшней выставке представлены и потрясающая «Беременная девушка» Э.Барлаха, и работы Модерзон-Беккер, предвосхитившие «Синего всадника» и «Мост».
Невольно задерживаешься перед «Мужчиной и женщиной» и «лошадьми на морском берегу» Эмиля Нольде, скальда северного цвета, застывшего на грани романтизма и иррационального.
Естественно, «Взгляд из Германии» в Рф не обошелся без Кандинского, как художника из Рф, перебравшегося в Мюнхен, его ученицы и подруги Габриэле Мюнтер и напарника по «Синему всаднику» Франца Марка.
3-ий зал составляют живописцы группы «Мост» и Макс Бекман. Магический пейзаж Эрнста Людвига Кирхнера «Горы Белоснежная Гора и Овечья голова» припоминает и декорации Бакста, и Рериха, и ранешние киноленты Л.Рифеншталь. Его калоритные краски перекликаются с индустриализмом «Фабрики в Хемнице» и «Сигнальной станции» К.Шмидт-Ротлуфа.
Панорама огромного городка, где накалены все страсти, будь то секс, нажива, воля к власти над массой, разворачивается у Дикса и Гросса и прихотливо вуалируется у Клее и Швиттера.
5-ый и 6-ой залы открывают развитие модернизма и постмодернизма в разбитой Германии. Архаическое мифотворчество В.Баумайстера («Гильгамеш и Энкиду») и Э.В.Ная («Паоло и Франческа») соседствуют с таинственным К.Клаусом, чтоб перейти к конструктору современных легенд Бойсу. («Две дамы со светящимся хлебом», «Женщина-астронавт»)
Седьмой, самый «молодой» зал представляет искусство с 1970-х по истинное время. Там можно повстречать и новое осмысление Малевича Блинки Палермо, Ими Кнебель и, что в особенности шокирует гостей, картины из писчей бумаги и скрепок Карин Зандер. Поточнее лист бумаги с пятью скрепками выстроенными по восходящей линии движения – эталон концептуалистской вещественности и минималистской эстетики.
Арсений Загуляев
Выставка «Взгляд из Германии» проходит с 17 ноября 2004 года по 16 января 2005 года в Музее личных коллекций (Москва, Волхонка, 14).
Выставку представляют
Министерство культуры и массовых коммуникаций Русской Федерации
Муниципальный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Музей личных коллекций
Дойче Банк
Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»
Официальный информационный партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина – издательский дом «Аргументы и факты»