Бертран Пьер-Мишель. Зеркальные люди. История левшей. М: Новое литературное обозрение, 2005.
В первом классе преподавательница российского пробовала переучить меня на правшу и даже вызывала родителей поговорить по этому поводу. Мать с отцом настояли: «Нет». Уже начиналась Перестройка, школа была благопристойная, потому никто, следуя старенькой русской привычке «нужно быть, как все», настаивать не стал.
Вокруг моих – и создателя истории левшей Пьера-Мишеля Бертрана тоже – братьев за века успело собраться огромное количество историй, легенд и легенд. Есть глобальный денек левшей. В вебе много веб-сайтов со перечнями знаменитостей, которые естественно приятно просматривать и тешить свое тщеславие, но которые не всегда достоверны.
Исследование «Зеркальные люди» пробует разобраться не в физиологии либо психологии, не в том как, какая рука и какое полушарие работают, а в парадоксе левшей в культуре.
Левую руку веками пробовали связать с символизмом зла. На картине Гуго Ван дер Гуса XV в. Ева конкретно ей берет запрещенный плод с древа зания. Как знак, это может иметь право на существование, но от слов переходили к делу…
В книжке есть набросок страхолюдного приспособления 1845 года, помогающего перейти на писание правой рукою. Не видя сопроводительного текста, можно пошевелить мозгами, что это орудие инквизиции для получения подписи под обличающим себя признанием. А про средневековые способы «педагогики» и гласить не охото.
В престижном журнальчике «Философское обозрение Франции и зарубежья» за 1916 год (т.е. в Европе, в ХХ веке!) была размещена такая статья, что на данный момент бы за нее поборники политкорректности по отношению к левшам сходу бы поволокли создателя в трибунал. И выиграли бы.
От испуга перед левшами, восприятия их как аномалии появилась практика переучивания. Бертран много гласит о «мучениях укрытых левшей». В биографиях и исторических сочинениях нередко встречаются места, где про героя особо молвят: «он был левшой», вроде, как «он был очень высокий» либо «у него была длинноватая борода». Предводителя XIII в. Гоше де Шатийона на портрете эры барокко почему-либо изобразили левшой. Возможно, посчитав его имя, вариант Гаршериус, прозвищем (фр gaucher, «левша»).
Одни презирали левшей, другие относились к ним, как к курьезу, но были и те, кто испытывал восхищение.
Нередко молвят об особенной силе левшей, их художественных возможностях и интуиции. Тому есть огромное количество примеров. Левше Бертрану, это, естественно, приятно, но ученому Бертрану всегда охото докопаться до правды, и вот этим посылом книжка ценна.
Одно дело действительная расположенность, а другое сознание собственной исключительности, которое рождало у неких левшей снобизм по отношению к «банальному большинству». Про эти случаи тоже тщательно рассказывается. Интересно, что переписчик римской истории 1471 года особо упоминает в конце собственного труда, что выполнил его левой рукою, чтоб особо выделить свое искусство – ведь левшам тяжело дается каллиграфия.
Создатель приводит таблицу узнаваемых живописцев, посреди которых были и очевидные левши (Леонардо да Винчи), и сокрытые (Микеланджело), и вероятные (Босх), чей случай точно не подтверждается историей и особенностями художественной техники.
«Зеркальные люди» - это огромное количество фактов о левшах, которые вы не знали, прямо до цитат из Библии по теме, искусствоведческих описаний, статистических таблиц и сносок. Материал качественно подобран, слог легкий, роскошный и не грешит лишней наукообразностью, а изложение увлечет всех, и левшей, и правшей.