Имя Надежды Петровны Ламановой в годы русской власти незаслуженно замалчивали. Но все равно оно было отлично понятно и почитаемо специалистами мира моды и театра.
Надежда Петровна родилась 14 декабря 1861г. в деревне Путилове Нижегородской губернии. Глава семьи Петр Михайлович Ламанов принадлежал к потомственным дворянам. Выбрал он военную карьеру и к 1860 году служил в чине полковника. Но семья жила бедно, а в 1880-х годах из-за долгов старшего брата отца оказалась на грани разорения
Надя удачно удачно окончила гимназию, но после сметри родителей была обязана зарабатывать на жизнь, чтоб прокормить 3-х младших сестер. Практически как в чеховской пьесе, она решает ехать в Москву.
В "сердечко земли российской" она, как и огромное количество других отпрысков обедневших провинциальных семейств, пробует пробиться. С 1881 по 1883 годы она удачно училась в Столичной школе кройки О.A. Сабуровой. После двухгодового обучения Надя перебегает на работу "по найму" моделистом в мастерскую Войткевич. Мастерская воспользовалась большой популярностью. Заказов было много, в том числе от богатых буржуа и представителей знати.
Природный вкус, умение стремительно работать с материалом, позволили Надежде всего за год стать ведущей мастерицей. Еще через год, за год достигнуть места ведущей мастерицы. В 24 года Ламанова стала хозяйкой своей мастерской на Большой Дмитровке. Она нанимает швей высшей квалификации и лично делает наколку на моделях, намечая базы кроя и декора. Ламанова практически не делала зарисовок, потому и сохранилось так не много эскизов ее моделей.
Заказчики отмечали необыкновенный контраст меж хорошей и предупредительной в личном обиходе Надеждой Петровной и жестким специалистом во время сотворения платьица. Она сама определяла фасон, конструкцию платьица, детали отделки и цветовую палитру, считая примарки актом творческим. Нередко примерки продолжалась несколько часов, что доводило клиенток чуть не до обмороков.
А клиентки были из не плохих родовитых семей, или из добротных семей со старенькыми - по русским меркам - средствами. Уже в 1890-е годы на вывеске мастерской Ламановой возникает: "Поставщик Двора Ея Правительского Величества".
Ламанова не хочет останавливаться на Москве. Она едет во Францию набираться опыта у ведущих кутюрье Парижа. Там она сдружилась с величавым Полем Пуаре. При всем этом многие отмечали, что модели костюмов Надежды Петровны по собственному виду выполнены как модели грядущего, считали, что Ламанова мыслит впереди европейской моды»
В 1900-е невзирая на настолько различные системы координат жизни Двора, кругов промышленных и денежных "тузов" и культурной элиты, Ламанова приобретает клиентов посреди их всех. В 1902г. в Таврическом дворце Петербурга прошла выставка "1-ая Интернациональная выставка исторических и современных костюмов", в какой Ламанова приняла роль и получила огромное, вроде бы произнесли на данный момент "паблисити".
Ее портрет написал Валентин Серов. Это было показателем определенного статуса. Хранился портрет в семье архитектора Вера Мухиной. Живописец смог передать нрав Hадежды Петровны, ее умное, симпатичное лицо. Многие считают ассоциируют портрет Н.П. Ламановой со известным серовским портретом Ермоловой.
Ламанова и Художественный Театр
С первого года нового века Ламанова работает с Художественным театром. Станиславский очень ценил Ламанову как узкого художника по костюмчику. В костюмерной мастерской театра Ламанова проработала 40 лет до окончания собственного актуального пути Много позднее, в 1933 году, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова напишет ей слова благодарности после возобновления спектакля "У жизни в ладах* (19ЗЗг), восхищенная костюмчиком для собственной роли: "Обнимаю и целую за Ваши волшебные сотворения, которые так помогают мне в моей трудной роли". А практически за 30 лет ранее письма Ламанова делала для Книппер-Чеховой более шикарный туалет для роли Раневской в постановке "Вишневого сада ".
Возлюбленной клиенткой Надежды Петровны была актриса А.Хохлова. Ламанова искусно подчеркивала комедийную манеру выполнения ролей актрисой, выразительную острую мимику. При работе с тканью Ламанова искусно соединяла внутренний нрав и наружность, объединяя их в единый образ. Другой любимицей дизайнера была кросотка актриса МХТ Лидия Михайловна Коренева. Все туалеты Кореневой лупили элегантны,.модны и современны. Пo тому,что носила Л. Коренева можно было судить о моде - она стала примером для подражания, под нее заказывали туалеты московские модницы. Так именитая Ольга Глебова-Судейкина пизала собственной подруге в Петербург: " У нас здесь новенькая мода, Будешь на выставке - взгляни, как одета Корвнвза. Сейчас вое так стараются одеваться конкретно так.". Лидия Михайловна имела красивую фигуру и прямо до собственной погибели в 1985 году в возрасте 97 лет смотрелась всегда внушительно.
И.Сыромятникова
Продолжение рассказа о жизни Н.П. Ламановой - в последующий четверг.