О Ламановой написано малость, но в мемуарной литературе можно повстречать теплые слова о ней. Актриса Софья Пилявская, вспоминала в собственных мемуарах Печальная книжка", что возникновение дам рукоплескания вызывал ламановский костюмчик Анны Карениной в одноименном спектакле. В 1932 г. Надежда Петровна делала костюмчики также для "Бесприданницы". А через три года вполне одела актрис МХАТа во время турне театра по Далекому Востоку: запомнились вечерние туалеты из крепдешина, выкрашенного в различные цвета, в том числе лимоновый и розовый.
Станиславский повсевременно обращался за советами к Надежде Петровне и называл ее "портнихой-художником".
Н.П. Ламанова сотрудничала и с другими театрами. Так в Театре Русской Армии ей сделаны костюмчики для спектаклей "Последняя жертва" по А. Островскому и к горьковским "Мещанам", "Военачальнику Суворову" Бехтерева и ''Сну в летнюю ночь".
Е.Н.Черевко вспоминала, как она, юная актриса была па примерке к "Мещанам и ощущала себя очень неудобно, когда всеми признанная Ламанова стояла перед ней на коленях, лично делая наколки.
И для известной "Принцессы Турнадот" в Вахтанговском костюмчики были сделаны Ламановой, так же как и для "Гамлета" и спектакля "Коварство и любовь".
Много лет спустя в собственной книжке "Костюмчик для сцены" узнаваемый художник-искусствовед Р.В. Захаржевская так писала о Ламановой: "…Ее пальцы оживали при соприкосновении с тканью, и ткань оживала под ее пальцами. Смотря на ткань, она уже в ее существе лицезрела форму… Ее руки охото сопоставить с руками доктора и скрипача, архитектора и графика. Эти руки из ткани лепили складки, отрисовывали светотень, проводили графические полосы, лепили объем. Она была прекрасным живописцем. До сего времени помню ее костюмчик из спектакля "На всякого мужреца достаточно простоты" А.Н. Островского" в театре Красноватой армии. ИТогда мы, юные живописцы театра, с большенными предосторожностями приносили эти костюмчики к для себя в декорационную мастерскую и писали их, как самый неповторимый натюрморт. "
Туалеты Ламановой стали реальными произведениями искусства. Так на выставке, посвященной 100-летию МХАТа в 1998 году костюмчик "Анны Карениной" вызвал восхищение общепризнанных живописцев, к примеру, у П.Каплевича и художника по головным уборам Э.Ермаковой.
Э. Ермакова вспоминала, что в один прекрасный момент во время ее работы во МХАТе подбирали костюмчики для Иры Мирошниченко из запасников 9 театра. Костюмерша принесла два туалета, одно платьице было черное все расшитое стеклярусом, другое светлое с воротником из белоснежного пике, по форме напоминало "матроску".
Примерив эти костюмчики для спектакля "Чайка", актриса преобразилась, все застыли, до того подействовала мистика таланта Н.П. Ламановой. Может быть, все были поражены тем, что спустя нескольких десятилетий костюмчики оставались в чудесном состоянии.
Посреди личных бумаг Ламановой найдена справка, подписанная К.С. Станиславским, который охарактеризовывал ее как профессионального мастера костюмчика, с которым он проработал более 30 лет. Он писал: "Такое длительное сотрудничество с Н.П. Ламановой , давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее неподменным, профессиональным и практически единственным спецом в области познания и сотворения театрального костюмчика".
Ламанова удачно работала и по созданию костюмов для кино. Русская киноклассика - "Поколение фаворитов", Цирк", ^Александр Невский", " Ревизор" - все это "от Ламановой". Также она воспринимала участив в работе по костюмчикам "Иван Суровый", "Аэлита".
Изучая наследство Ламановой, спецы говорят, что она помогала развивать чувство стиля, движение и ритм, воспитывала особенное отношение к костюмчику как к эстетическому объекту.
Надежда Петровна считала основным непринужденность, это было ее главным условием при владении костюмчиком в жизни и на сцене. Она утверждала, что к какой бы социальной группе не принадлежал человек, он должен ощущать себя комфортно, комфортно. Ламанова считала, что одеваться необходимо согласно собственной особенности, нраву, вкусу, подражать кумирам слепо - не стоит. Одежка должна соответствовать -времени суток, предназначению и месту.
Она рекомендовала не загружать гардероб огромным количеством туалетов. Ведь контраста можно достигнуть переменой деталей: воротника, манжет, галстука. Главное чтоб ощий вид был осторожный, подтянутый, приятный для окружающих.
Экстравагантные туалеты манят волну подражания, зависти, желания соперничества, соревнования. Владелец подобного туалета может привлечь всеобщее внимание, вызвав либо восхищение либо осуждения, в человеке он подчеркнет рвение к приемуществу.
И.Сыромятникова
На последующей неделе: об отношениях Ламановой и русской власти.