Названия, связанные с водой и морем, создатели парфюмерной продукции употребляли издавна: вспомним хотя бы нежные духи 1952-го года Youth Dew - "роса юности" (Estee Lauder), и само слово "одеколон" ("кельнская вода"). За метафорическими и поэтическими наименованиями все же скрывались классические запахи.
До недавнешнего времени числилось, что парфюмерные запахи разделяются на четыре макрогруппы: цветочную, восточную, папоротниковую и шипровую.
Традиционным примером цветочного запаха являются именитые духи Chanel №5 (Chanel), восточная группа стала пользующейся популярностью благодаря Must (Cartier), одним из самых древних представителей папоротникового семейства именуются духи Jicky (Guerlain), а шипровые запахи получили собственный титул в честь прекрасного запаха Сhypre (Coty), выпущенного в 1917 году.
Длительное время шипровое направление числилось самым юным и молодежным. Конкретно в этом ключе дизайнеры делали освежающие, "утренние" композиции - такие, как Charlie (Revlon), Alliage (Estee Lauder), Creation (Lapidus), Diorella (Dior).
Никто и не ждал, что на финале XX века произойдет волшебство и возникнет совсем новый тип духов. И все-же на рубеже 80-90-х на рынок хлынули "морские", либо, как их еще именуют, "водяные" запахи, существенно отличающиеся от всего, что было ранее.
Родоначальником этого течения с полным правом считается японец Kenzo Takada, выпустивший в 1991 году мужскую туалетную воду Kenzo pour homme. На 1-ый взор может показаться странноватым, что в авангарде моды сейчас оказались мужчины, но по сути ничего необычного в этом нет. Море - это волны, ветер, полные угроз приключения... грозная романтика. Сам Kenzo, представляя свое новое творение, гласил о "йодистом" морском воздухе, туманной дымке и... устрицах (совсем "непарфюмерные" ассоциации!). Под стать запаху был и флакон: темно-сине-зеленый, как будто изогнутый наисильнейшим океанским шквалом.
Запах моря, предложенный Kenzo, оказался сразу свежайшим, опьяняющим и так необыкновенным, что ведущие парфюмеры рискнули предложить "стихию во флаконе" и дамам. В 1992 году фуррор собственного соотечественника повторил Issey Miyake, очень успешно обыгравший собственное имя. Заглавие туалетной воды L'eau d'Issey припоминает о гомеровском герое - величавом древнем мореходе и непревзойденном хахале Одиссее, а невесомый, незапятнанный запах, лежащий в легком минималистическом конусе из матового стекла и светлого металла, вызывает образ зеркальной аква глади, нескончаемого морского спокойствия и тишины.
Не отставали и европейцы. В этом же году на морскую тему высказался французский дизайнер Christian Dior, вдохновившийся узкой гранью меж берегом и океаном. Сделанные им духи Dune. Это воздушный, оживленный и свободный запах, который заполняет энергией. Dune - как будто прогулка повдоль залива по влажному песку (кстати, и флакон Dune розовато-песочного цвета).
Несколько позднее появилась и Acqua di Gio (Giorgio Armani). Итальянскому парфюмеру удалось неосуществимое: он воплотил в запахе терпкий привкус морской воды, а в соединении с жасмином, гиацинтом и мускатным орешком вышло необычное сочетание сладковатой красоты и солоноватой печали.
Zino Davidoff (Швейцария) открыл еще одну грань "аква" направления: пользующаяся популярностью туалетная вода Cool water отрисовывают в воображении не море, но водопад. Чувство брызжущей прохлады и силы массивного потока запрятано в голубой капле (конкретно так смотрится флакон).
Посреди новшеств ближайшего времени отметим очень женственный, размеренный запах Aquaflore (Carolina Herrera) и туалетную воду Eau Marine (Les Copains), которая подчеркивает особенность и независимость дамы, решившейся на морское путешествие. Повышенного внимания заслуживает "солнечная вода" - Sunwater, выпущенная в 1998 году компанией Lancaster (Монте-Карло): парфюмеры вдохновились торжественными впечатлениями южного летнего пляжа и расположили волнующую морскую воду в контекст золотистых солнечных лучей. Приятный, расслабляющий эффект создается благодаря ноткам розы, зеленоватого яблока, амбры и древесной породы. И никаких водных растений и моллюсков!
Кстати, все составляющие вышеупомянутых произведений издавна и отлично известны:
- сандаловое дерево, гвоздика, мускатный орешек (Kenzo pour homme);
- цикламены, белоснежная лилия, розовая вода, пионы, тубероза, амбра (L'eau d'Issey);
- листья фигового дерева, желтофиоль (Dune);
- ароматный горошек, жасмин, гиацинты (Acqua di Gio);
- темная смородина, ананас, ландыш, персик (Cool water);
- мандарин, бергамот, грейпфрут, магнолия (Aquaflore).
Так что рождению морского направления никак не предшествовали революционные преобразования в науке (а ведь ранее многими новаторствами парфюмеры были должны химикам, открывшим, а именно, ванилин либо альдегиды, без которых современные запахи просто невообразимы). Оказалось, что все дело - в искусстве композиции.
Надя Никольская