"Верховная жрица, свирепая в собственных оценках, нескончаемо совершенствующая собственный стиль. Конкретно таковой Коко Шанель - потрясающая, привлекательная, прекрасная осталась в человеческой памяти."
Франсуа Бодо
Судьба Величавой мадемаузель, творческий путь которой начался сначала двадцатого века необычным образом вплетается и отражает это время, породившее в различных странах столько уникумов, гениев, предопределивших развитие культуры следующих лет. Андрэ Мальро именовал Шанель одной из более влиятельных фигур двадцатого столетия после Шарля де Голля и Пабло Пикассо. 1913г. - Шанель открывает бутик в Довиле.
1915г. - Габриэль становится реальным кутюрье, открыв собственный дом моды в Биаррице.
1916г. - одна из ее моделей появилась в южноамериканском "Harper's Bazaar" с комментарием: "Прелестная женская сорочка".
Шанель утвердила собственный стиль, породивший новое направление в моде. Основным для нее было чувство комфорта, свобода движения, линия. Это одна из дам, которая отважилась сделать свое дело. 0на сняла с дам стягивающий корсет, одев их в комфортную спортивную одежку.
Она не отрисовывала наброски, а накалывала модели конкретно на клиенток, чтоб созидать вещи в движении. Шанель разрабатывала вещи нового силуэта - свободные кардиганы, обыкновенные юбки, в первый раз использовала в женской одежке ткань джерси, из которой шили мужское нательное белье, пришила пуговицу к манжету дамской блузы - "чтоб можно было закатать рукава", подобрала красноватую подкладку к черным сумочкам - "так просто отыскать ключи".
С течением времени ее модели становятся все более смелыми: чуток обозначенная талия, открывающие щиколотки юбки.
1917г. - Шанель кратко стрижет волосы, что было неслыханно для тех пор. В этом же году началась ее дружба с Жаном Кокто, для театральных постановок которого она делала костюмчики.
1918г. - выдумала совместно с Генри Бернштайном белоснежную "пляжную пижаму" в стиле "унисекс". Была одной из первых дам, надевших штаны.
В судьбе Габриэль Шанель были не только лишь триумфы, да и катастрофы.
1919г.ювелирных украшениях. В это время Шанель знакомится со многими представителями мира творческой богемы - живописцами, поэтами, музыкантами. Посреди ее знакомых и друзей были Игорь Стравинский, Пабло Пикассо, пианист Мисиа, танцор Серж Лифар, Сергей Дягилев, Пьер Риверди.
В ее коллекции 1922-1924г. вошли платьица, увенчанные вышивкой, стилизованные крестьянские рубахи, кушаки, меха, женская шубка. Прекрасные византийские драгоценности, подаренные князем, вдохновили ее на создание своей ювелирной коллекции из разноцветных полудрагоценных камешков. Через князя Дмитрия Шанель знакомится с парфюмером Эрнестом Бо. Она желала сделать "духи для дамы, которые пахли бы как дама". Эрнест Бо представил ей на выбор семь флаконов со своими запахами, она избрала тот, что был под номером пятым, который так и именовала.
1921г. - духи "Chanel №5", поступив в продажу, стали первыми духами, в каких благодаря сочетанию искусственных ингредиентов-альдегидов и натуральных масел создавался ни с чем же не сопоставимый запах. И форма флакона соответствовала необыкновенным духам - тонкий, обычный, какой можно было отыскать в дорожном несессере хоть какого мужчины.
1924г. - Шанель делает свое малюсенькое темное платьице, обычное, без всяких излишеств, с полукруглым вырезом, длинноватыми узенькими рукавами и V-образным пояском. "Свирепо убрав все, что чрезвычайно". В этом же году началось активное создание "Chanel №5", по всему миру учрежденной компанией "Шанель парфюм", которая не считая духов производила и различную косметику. Практически сразу с этим раскрывается мастерская Шанель по продаже бижутерии.
1925-1930г. - длится роман Шанель с герцогом Вестминстерским, двоюродным братом короля Эдварда VII. Шанель "перевоплощается" в британский стиль, ee коллекция включает огромное количество моделей из твида, блузки и жилеты в полоску, костюмчики для скачек, спортивные пальто, свитера... "она феминизировала все английские мужские фасоны".
В 1931 году Шанель приняла предложение работать в Голливуде - она одевала Гретту Гарбо, Марлен Дитрих, Глорию Свенсон. Это зенит ее славы. Дом моды занимает 5 этажей, где работает 4000 служащих.
Когда разразилась 2-ая глобальная война, дом моды был закрыт. В течение восьми лет Шанель уединенно жила в Швейцарии, общалась с Полем Мораном, будущим создателем книжки "Притягательность Шанель".
1954г. - повторный триумф Шанель. Двери ее Дома моды вновь открыты. 3-я коллекция потрясает мир твидовым костюмчиком и туфлями "лодочки" с черным мысом.
1957г. - в Далласе Габриэль получает приз "Оскар моды". Один из журналистов именовал ее "дамой, которой любопытно все в этой жизни; которая всегда в курсе последних событий и каждую свою фразу начинает словами " в последнее время". Посреди клиенток Величавой мадемауазель были Франсуаза Саган, Жаклин Кеннеди, Жанна Моро, Роми Шнайдер...
В 1971 году, 10 января, Габриэль Шанель погибла в собственных крохотных апартаментах отеля "Ритц".
Подготовила Ульянова Мария