Мода на черную и бледноватую кожу временами сменяют друг дружку. Овидий рекомендовал юному человеку, ищущему фуррора у дам "тело загаром покрыть на Марсовом поле". В ХVIII в. от "поцелуев солнца", как тогда галантно называли загар, дамы и кавалеры наносили на лица большой слой белил и румян. Загар считали признаком низкого происхождения.
Загорелыми были бы фермеры на полях, темнокожими - рабы, привезенные из колоний. Как много перетерпела креолка Жозефина, супруга Наполеона, от злословящих жен новых парижских владельцев жизни за собственный оливковый цвет лица!
В ХХ веке ситуация поменялась. Загорелая кожа вошла в моду посреди богатых и именитых. Обычно считается, что в этом повинен культ юности и здоровья, с футуристическим напором завоевавший сердца поколения 1920-х. Вялые от белой немочи предвоенного декаданса, от ужасов мировой бойни, люди захотели чего-то светлого, расслабляюще приятного. Приехали в Европу богатые америкосы, в наименьшей степени зараженные предрассудками старосветской цивилизации. Леди и джентльмены стали уделять особенное внимание пребыванию на свежайшем воздухе, спорту и уходу за собой. появилось огромное количество явлений, про которые мы с удивлением можем пошевелить мозгами: "нужно же когда-то этого не было". К примеру, сам тип время препровождения "загорать на пляже".
В 1920-е годы появились предшественники яппи, юные дельцы сделавшие состояния на спекуляциях, окутанные жаждой удовольствий, швыряющие средства вправо и влево и особо подверженные магии слова "престиж". Вокруг их всегда вертелись целые компании халявщиц и халявщиков, которые в меру сил и способностей перенимали у их манеры и увлечения.
К 1920-м Африка стала престижной. После того, как астрономически за пару лет выросли цены на полотна Пикассо и других живописцев, увлеченных африканской темой, африканский стиль стал ассоциироваться с богатством и престижем. Африканские мотивы стали побуждать как дизайнеров моды, ювелирных украшений, мебели, так и шоу-бизнес эры ар-деко.
Скоро дамы сообразили, что декорации в стиле племен экваториальной Африки от Ван Клифа не идут к белой коже. И с сумасшедше дорогим шезлонгом под зебру из кожи и темного дерева от Pierкe Legrain гармонирует загорелое тело. Мода на Африку стимулировала моду на загар.
Хоть какой престижной кампании необходимо свое лицо, ролевая модель. Загар в 1920-е был пропиарен певицей Джозефин Бейкер.
Джозефин занесла в шоу то, что и ждали от Африки: фривольные песни, характер, энергию. Хотя она родилась в африканском гетто Сент-Луиса и начинала карьеру Филадельфии, в Париже 1920-х, где ее звезда засияла ярко, все связывали ее образ конкретно с Африкой, а не Америкой.
На сцене Джозефин появлялась практически оголенной, костюмчик ее состоял из нити жемчуга на шейке, боа из перьев и связки банан на узеньких бедрах. Во время пения We have no bananas, она начинала по одному отрывать бананы от связки. В другом номере ее на поднятой к потолку руке выносил на сцену гигант из Южного Судана с иссиня-черной кожей. На фото она обожала сниматься со звязкой гигантских размеров бриллиантов на шейке.
Прическа Бейкер напоминала "глянцевую головку", лохматые от природы африканские волосы густо смазывали гелем, в состав которого заходил белок куриного яичка. Немаловажная деталь: Бейкер стала одной из первых дам, кто обривал подмышки, ранее этому вопросу не уделяли внимания.
Итак, Джозефин Бейкер стала секс-символом. Ее стремительно окрестили "Темная венера"и "Темная жемчужина", ее кожа была относительно светлой: кофе с молоком. Быть похожей на Джозефин Бейкер значило в том числе и иметь загорелую кожу. Это отдало дополнительный импульс популярности загара.
Образ Джозефин Бейкер до сего времени влияет на моду. Так в прошедшем сентябре показ коллекции Вячеслава Зайцева проходил под музыку Бейкер. Редактор "Красы" спросил метра моды о том, почему он избрал конкретно ее песни. Вячеслав Михайлович признался, что любит и ее песни, и образ.
С 1920-х волна моды на Африку обычно совпадала с модой на загар. Самый броский пример - 1980-е. Снова культ здоровья, богатства и физической силы. Чернокожие звезды: Грейс Джонс, Уитни Хьюстон. Африканки на подиумах. Африканские мотивы в коллекциях. И повальная мода на загар.
Африка плюс загар в связке дают увлекательный набор образов, ассоциирующихся с юностью, красотой и энергией.