В марте в Москве был сотворен Музей парик-махерского, постижерного искусства и декоративной косметики. Подобные музеи были уже есть в Дюссельдорфе, Топлице (Чехия) и Флиссингене ( Голландия).
На выставке "Вешний Вернисаж", которая проходил в Москве, в Гостином Дворе с 21 по 23 марта посреди компаний, выпускающих оборудование, инструмент, принадлежности, косметические продукты была экспозиция самого юного Музея прически. В канун Денька музеев он получил всю нужную докумен-тацию, подтверждающую его статус.
Лозунгом щита на "Вешнем вернисаже" был избран "От Ивана Ан-дреева до Долорес Кондрашовой". На нем были представлены уникальные фотоматериалы о тех, кто способствовал становлению и развитию парикмахерского, постижерного искусства, декоративной косметики в нашей стране. Обязанности экскурсовода делал лично директор музея Сергей Егорович Мещеряков.
Музей прически находится в Москве, на Артековской улице. Он размещен на 2-м этаже парикмахерского са-лона, тут же постижеры работают над созданием париков, постижерных изделий.
"В конце концов осуществилась мечта моего наставника Леонида Александровича Годова, восхитительного мастера, художника, красивого человека, - ведает С.Е. Мещеряков, - Годов всегда грезил сделать Музей прически в Рф, в Москве".
Глядя на аккуратненько разложенные в за стеклом витрины ножницы, гребешки, бритвы, щипцы, как будто попадаешь в мир столичной старины, Гиляровского и Иванова с его "Метким столичным словом", в каком есть и глава о парикмахерах.
Работа в салонах добивалась познания обхождения с клиентами, умение обращаться с косме-тическими средствами. Во время работы парикмахеры вели светские беседы, нередко ведали престижные сплетни, делали роль сводни-ков. Некие помогали устроить прибыльные дела во время причесыва-ния либо бритья, разумеется, что за этим следовал приличный гонорар. Во время работы было принято щелкать щипцами и ножни-цами за это работники получили прозвище " щелкачи".
Если жизнь в городках была очень сытной, то кочевые ци-рюльники вытерпели голод а ходод; испытывали разные лишения. Со стулом ,насаженым на шейку , ящиком на длинноватом рем-не через плечо, путешествовал по селам, деревням в поисках работы цирюльник. В музее можно узреть огромное количество различных бритв, принадлежностей которые они использова-ли в работе.
Завлекают внимание забавные мелкие фигуры, которые находятся посреди принадлежностей. Они изображают момент за-вивки, бритья. Несколько дамских головок с историческими прическами, изготовленные из гипса, раскрашенные красками припоминает бюсты большей величины, которые было принято выставлять в витринах салонов- парик-махеров.
Деятельная группа помогает собирать книжки, иллюстративный материал по прическе, макияжу, постижу. Уже на данный момент в запасниках музея есть древние фото, по которым можно наглядно учить историю прически. Скрупулезно копит директор музея материалы о людях, которые в различное время писали книжки, статьи, работали в области парикмахерского, постижерного искусства.
На данный момент еще можно что-то отыскать, приобрести, через десятилетие может быть поздно, потому что из жизни уходят люди, работавшие старин-ным инвентарем, принадлежностями. Все собранные предметы кропотливо восстанавливаются.
Директор музея прически Сергей Егорович Мещеряков отлично зна-ет секреты и все примудрости парикмахерского и постижерного искусства. Сам он проработал пару лет в Лаборатории при ЦБНТИ. Совместно с управляющим лаборатории В.В. Важентукевич и основным художником по прическам Долорес Кондрашовой он интенсивно разрабатывал документацию, модели, являлся специалистом-художником по постижерным изделиям. Владеющий необыкновенно энергией, Сергей Егорович полон планов по развитию собственного детища.
Невзирая на то, что музей еще не воспринимает гостей, планы управления - огромные. Подразумевается проводить конкурсы парик-махеров посреди подростков, чтение лекций профессионалов, создателей книжек по прическе, постижерному делу, парикмахерскому искусству.
Ира Сыромятникова
На фото: Постижи из каталога 1913-1914 года
P.S. Иван Андреев - профессиональный парикмахер-самоучка. Пришел пешком в Москву, доучивался в парикмахерской, выполняя пару лет " темные" работы. Бедствовал, голодовал, но смог преодолеть все невзгоды. Из ученика стал поначалу подмастерьем, потом мастером. Талант, упорство посодействовали Ивану Андреевичу Андрееву открыть свое дело в Москве, на Кузнецком мосту. Он изучал парикмахерское, искусство за границей, перенимал все наилучшее и внедряв в работу свое-го салона. Андреев выезжал на конкурсы, в Париже он был награжден высшими заслугами, получил звание доктора Академии парикмахерско-го искусства, " бриллиантовые пальмы". Он выпустил алъбои причесок в 1909, 1912гг. Его портрет по праву занял свое место в русском музее прически.