Веер - это не только произведение искусства, но и история женщины
"До этого хорошая дама имела 2-3 веера, сейчас 20, 30! - писал в 1909 году журнальчик "Дамский мир". - Нужно иметь один либо два богатых веера для огромных приемов либо балов, а для более обычных собраний - несколько обычных, но роскошных, подходящих к туалету".
На выставке "Парижские веера 1889-1914" в Музее истории Москвы совершенно нет парней, только вздыхающие дамы, которые представляют себя в той эре шикарных платьев, узоров и блесток. Конкретно на конец ХIХ - начало ХХ веков пришелся пик моды на карнавалы, шикарные, практически театральные наряды и веера, выставленные музеем Гальера - музеем моды городка Парижа.
Каждый веер - это не только лишь произведение искусства, да и история дамы. Вот - этот - сероватый из лебяжьих перьев - вероятнее всего, принадлежал совершенно юной даме, а этот - темный узорчатый с золотыми блестками - наверное супруге полковника.
У вееров, как и у нарядов, существовал серьезный регламент: с вечерним не стоило появляться деньком, с дневным - вечерком.
О предназначении "гласил" набросок: к примеру, изображенные розы символизировали денек, а маки - вечер.
Существовали веера для "первого бала" - пастельных тонов, увенчанные кружевом, "свадебные" - из белоснежных перьев либо узоров, с слащавым сюжетом, "траурные" и даже "полутраурные" - белоснежный веер со серьезным рисунком, показывающий, что траур его владелицы подходит к концу.
Зато всем подходил веер "а ля мадам Сан-Жен" - с отверстиями, позволяющими дамам неприметно рассматривать окружающих. Сама мадам Сан-Жен - мадам "без стеснения" - героиня комедии, отличавшаяся лишней простотой манер и прямыми высказываниями.
У экстравагантных дам были популярны веера "фантэзи" в виде раковины, прямоугольника либо овала. И даже веера-лорнеты, веера-театральные бинокли и... ручные вентиляторы.
Мимо веерного бума не могли пройти предприимчивые люди. Обладатели ресторанов даровали веера-"меню" своим завсегдатаям, мадам Пакен (позже в ее Доме моды начнет работать Кристиан Диор) посылала веера-ballon своим неизменным клиентам.
Парфюмеры пропитывали веера духами, жд компании рекламировали на веерах престижные курорты. А на балах всем участникам танца "котильон" вручался особый небольшой веер.
Веера изготавливались из дерева, черепахового панциря и слоновой кости, узоры и муслина, бумаги и перьев.
А картинки обхватывали все темы жизни: от цветов и амуров до дамского спорта и Глобальной выставки в Париже.
Наталья Григорьева
Благодарим "Общую газету" за предоставленный материал