С стародавних времен российские прически ординарны и самобытны. На Руси бытовал обычай в языческие временаи приносить волосы в жертву богу Перуну. Княжеских малышей в молодым возрасте, при срезании первых детских волос сажали на овечью шкуру. Стрижкой занималась домашняя прислуга, позже крепостные умельцы. Самой всераспространенной посреди населения была прическа "под горшок", ее носили "от мала до велика" все сословия. При достижении совершеннолетия прическу дополняла бородка и усы.
После возвращения из-за границы Петр 1 энергично стал проводить реформы в области костюмчика и прически. В 1698 г. древние российские костюмчики было велено поменять на германские, завести парики, сбрить бороды и усы.
C XYII в богатых домах использовали труд крепостных парикмахеров, а городское население прибегало к услугам цирюльников.
Во времена правления Елизаветы Петровны стали печатать и распространять журнальчики, которые объясняли как «прибирать свою особу», к примеру, перед выездом на званый вечер либо бал. На ярмарках продавали радостные рисунки с поучениями для молодежи. С распространением моды на парики, которые добивались неизменного ухода, стали прибегать к услугам зарубежных мастеров, посреди которых были пленные французы, сменившие военные мундиры на штатское платьице.
В больших городках были парикмахерские, которые принадлежали иноземцам. Салоны были обставлены по моде тех пор - зеркала, стеклянные шкафы с косметическими средствами, инструментами, париками, шиньонами, локонами. В мужском и дамском залах работали российские мастера, прошедшие серьезную школу ученичества у именитых мастеров.
Работы в городских парикмахерских было много, оплата услуг мастеров зависела от популярности парикмахера–владельца. Парикмахер Артемьев, работавший в мужском зале на Страстном бульваре, 1-ый составил и ввел прейскурант, перечислив цена работ, к примеру, бритье с одеколоном стоило 10 копеек.
Так как работники в парикмахерских требовались повсевременно, то сохранились документы, составленные в городской управе Москвы, «Договор по обучению цирюльничьему делу». В нем тщательно было изложено, как был должен вести себя владелец, принявший на работу ученика, сам ученик, его предки. Плата за обучение была по тем временам велика – 20 руб. Ученики делали самую черную работу: мыли полы, чистили инструмент, работу с клиентами им не доверяли. Практиковали они на стороне, знакомясь с горничными, белошвейками, поварами, слугами.
Потому что дамские прически добивались дополнительных шиньонов, то их можно было брать за определенную стоимость напрокат. Сделав прическу в салоне, дама уезжала на бал, а на последующий денек ученик бежал забирать шиньон, средств на извозчика не давали, потому во все концы городка ученики прогуливались пешком, проходя за денек несколько км.
В неких парикмахерских имелись карты для абонементного обслуживания. В их отмечали часы, денек прихода к мастеру. Цены зависели от трудности причесок, косметических средств.
Сезон в парикмахерской начинался осенью, а заканчивался с пришествием лета, потому что знать разъезжалась на дачи и курорты. Разбогатевшие парикмахеры нередко открывали собственные магазинчики при салонах, где продавали девайсы для причесок, косметические средства. Нередко в витринах магазинов можно было узреть болванки с париками, на которых были изготовлены самые современные модели причесок.
В 1913 г. по Рф распространяется «Русский Всеобщий Парикмахерский Журнал», в каком читателей знакомили с модными формами причесок, бород, усов, аксессуаров для прически, давали советы.
Цирюльники и парикмахеры старались следовать моде, завивали локоны и крепили липовые косы.
Для того, чтоб развлечь гостей, парикмахеры гласили бойко, вроде бы нараспев, нередко читали стихи, напевали песни, чтоб получить «на чай».
Прически были различные, в особенности обожали «греческие», «восьмеркой», «с локонами», «ампир», завивку волнами – «ондулясьон» (изобретение французкого парикмахера Марселя «Постиши») прикрепляли к очень сложным бальным прическам.
Ира Сыромятникова, заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, историк по прическам.