В 1930 году парижский издатель Амбруаз Воллар предложил Марку Шагалу сделать иллюстрации к Библии, которые были размещены в 1956 и 1960 годах в Париже. До этого, чем приступить к работе, Шагал отчаливает в Палестину, чтоб открыть себе землю протцов, «видеть и жить собственной Библией». Возвратившись в Париж, он улучшает владение техникой офорта, все почаще прибегает к кисти, чтоб получить самую большую выразительность оттисков. Так достигается масштабность образов, проявляется новенькая степень поэтической свободы. Период написания работ совпал с приходом к власти Гитлера, и некие библейские мотивы получают у Шагала особенное звучание в преддверии будущих бед, ожидающих Европу.
Любая из 77 гравюр, представленных на выставке, являют оригинальное чтение библейских текстов (иллюстрирован фактически весь Ветхий Завет - от Бытия до книжек Пророков), проникновение в сущность людской природы и человечьих отношений.
Переходя из зала в зал, мы странствуем прямо за мастером. От бытовой сцены и мистицизму. От простого искусства элинистических синагог к Андрею Рублеву (им Шагал увлекался с юности), к Возрождению и абстракции. Это не христианский и не иудейский взор на Библию, это - взор художника-скитальца. Он похож на цыганский амулет с крестом, звездой Давида и полумесяцем у Кустурицы. Это плюс либо минус? Это триумф мастера либо его катастрофа? Ответы на эти вопросы отыскать не просто.
"Давид и Вирсавия" - основная гравюра на выставке. Для Шагала она - история любви. Одно лицо перетекает в другое. Будут двое одна плоть. И история греха, покаяния и обновления. Давид увел Вирсавию у супруга, которого послал на погибель. Каясь перед пророком Нафаном, он произносил слова: "Сердечко незапятнанное сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови снутри меня". И история перехода малого в величавое. Давид когда-то случаем увидел купающуюся Вирсавию, а через много лет новым царем Израиля станет ее отпрыск Соломон, а не первенец Давида.
Шагал умопомрачительно лиричен. Мотив "двое - одна плоть" практически появляется в гравюрах, посвященных Прародителям. Адам со взором, полным любовью, играет с Евой, кладет ей яблоко на голову. Побег Давида от гнева царя Саула преобразуется в жанровую сценку: юноша ночкой спускается с балкона. Вспоминаются бытовые подробности витебских сюжетов. Наивен эротизм Сары и Авимелеха.
В противовес земному - возвышенность образов пророков. Исаия под черным небом с кроваво-красно луной. На нем белоснежное молитвенное покрывало с красноватыми полосами. "Если будут грехи ваши, как багровое, как снег убелю…" Даниил во рву со львами и Иеремия, спрятавший Ковчег Завета, помнят, что Бог не запамятовал их. Давид в молитвенном экстазе перебирает струны псалтири. Изгнанные из рая Адам и Ева не могут стерпеть жар от пламенеющего ангела. Ранее, две гравюры вспять, они услаждались теплом в Эдеме, а сейчас и вот - их удел пустыня и огнь божества не греет, а опаляет их.
Не считая "исторических композиций" Шагал сделал много абстрактных аллегорий. К примеру, книжку Руфи он сопроводил колосьями и гравюрами с наименованиями "Любовь" либо "Надежда". Пятикнижие - цветами, произрастающими из скрижалей Закона.
Праздничные слова величавой Книжки, величавые образы дали подсказку художнику строй, чувственный накал, безошибочный тон его композиций, любая из которых - шедевр. Шагал раскрыл мир Ветхого Завета в умопомрачительно чувственной и броской наивно-мудрой форме.
"Мне кажется, что совершенство в искусстве и в жизни достижимо, если приникнуть к библейскому источнику. Если же управляться логикой и заниматься нагим конструированием, то ни в искусстве, не в жизни не дождаться плодов", - гласил на склоне лет величавый живописец Марк Шагал.
Выставка "Марк Шагал. Библейский сюжет" открыта до 14 марта в Муниципальном Центральном музее современной истории Рф (бывшем Музее Революции).