В Царицыно, в помещениях Среднего дворца, раскрылись две новые выставки, посвященные истории моды – огромное событие «для всех, кого это касается».
В первом этаже дворца разместилась экспозиция «Бархатная революция моды», посвященная периоду 1880-1920-х годов – 40 лет, в которые дамский костюмчик поменялся до неузнаваемости. Тут представлены предметы из Музея истории Москвы, музея «Царицыно» и личных собраний. Любителям моды следует направить повышенное внимание на шелковое манто с сине-зеленым печатным рисунком и оранжевыми руло из коллекции Лены Супрун (это подписная работа величавого реформатора моды Поля Пуаре, а набойка выполнена по наброску Рауля Дюфи), также на прекрасные эталоны древней обуви из личного музея Shoe Icons. Моды прошедшего иллюстрируют бессчетные российские и зарубежные журнальчики из коллекции антиквара Ольги Романовой.
Экспозиция второго этажа озаглавлена «Суровый текстиль конструктивизма», но при ближнем рассмотрении текстильные орнаменты российского авангарда оказываются не такими уж и жестокими. Наброски и куски тканей с рисунками Любови Поповой, Варвары Степановой и других живописцев, увлеченных «музыкой революции», поражают собственной технической виртуозностью и эстетским большевизанством (представьте для себя радостный ситчик под заглавием «Механизация РККА» с фривольно перемешанными танками и самолетами, либо «Красноармейцев на лыжах», скользящих футуристической красноватой рябью по снежному лесу). Рядом с этими жемчужинами царицынского собрания прикладного искусства расположены фото, реконструкции кинетической статуи и конструктивистских театральных костюмов из коллекций Александра Лаврентьева и Музея кино. Обе выставки продлятся до октября.
Презентация двуединого выставочного проекта – событие тем паче приятное, если принять во внимание, что выставочная деятельность, связанная с модой, в Рф совсем ничтожна, и все подобные выставки последних 15 лет можно перечесть по пальцам. Убийство красы в потрясающем масштабе привело к тому, что объем вещей музейного уровня совсем не соответствует амбициям величавой державы. Довольно сказать, что в собрании Муниципального Исторического музея есть только одно платьице XVIII века с утратами. Там же хранится единственный уцелевший на всю Россию мундир бюрократа XVIII века.
Русский Музей моды пока остается всего только мечтой. Опыт последних выставок показывает на принципную возможность и пути ее воплощения: объединенные усилия страны и личных лиц и масштабные закупки за границей (в Европе и США были приобретены многие предметы в коллекции Е.М. Супрун, фонд виртуального музея Shoe Icons на сто процентов сформирован из закупок на западных аукционах). Вопрос, как обычно, упирается в средства…