Парикмахерское искусство было понятно с стародавних времен, оно развивалось под воздействием всесущей моды, также на сто процентов зависело от общего экономического, политического и культурного состояния страны.
В Старой Греции, а позже и в Риме в первый раз появились проф парикмахеры из рабов, которые учились бессчетным процедурам работы с волосами, к примеру, мытью, стрижке, завивке, декорированию. Каждую функцию было принято делать раздельно. От наименования старых стержней для завивки волос, используемых в Старом Египте, рабы занимавшиеся завивкой волос стали называться "каламистрами", сами щипцы были улучшены по сопоставлению с египетскими щипцами, их стали именовать "каламиструмом".
По собственной форме они представляли круглый железный стержень с шариком на конце и ручкой для держания, которую делали из кости либо дерева. Для завивки щипцы нагревали на жаровне, в которую подбрасывали ароматичные зерна либо сухие травки. Укладку волос в прическу делала рабыня "кипассис", а окрашиванием волос занималась рабыня "ортатрикс".
С развитием городов в Западной Европе в X-XII веках возникают объединения по профессиям, к примеру, сапожников, портных, булочников, парикмахеров. С ростом и развитием городов потребность в проф ремесленниках увеличивалась с каждым годом. Многие стали жить в доставке, имея собственные дома и инструмент.
В средние века, в Западной Европе представителями парикмахерской профессии были самые простые банщики, они работали как в банях, так и купальнях.
Каждый мастер был должен владеть определенными познаниями, потому городские власти устраивали экзамен, на котором мастер и подмастерья должны были перед всеми показать свое умение приготовить четыре сорта мази и пластыря. У цеха парикмахеров был собственный герб, поначалу медный тазик, в который ударяли, сообщая о готовности банного заведения к приему гостей. Позже гербом стал бинт с изображением сороки, олицетворении занятий мастеров.
На развитие парикмахерского искусства в Европе огромное воздействие оказала Франция, ее царский двор, любая эра приносила свои дополнения, к примеру, в эру барокко (XVII в) появилась новенькая профессия – "постижер", которая может быть и была ранее, но оставалась в тени. Почти во всем этому содействовала мода на парики, которые начали носить по всей Европе. Пользующиеся популярностью "Берлинские хроники" тщательно поведали на собственных страничках о том, что в 1674 году в Германии поселились три мастера из Франции, которые мастерски делали работы по изготовлению париков. В 1716 году профессионалов по этой уникальной профессии стало больше, они слились в "париковый цех". Слово "постижер' французского происхождения.
Слово "постиш", "постижер" употребляется посреди профессионалов и работников парикмахерского искусства, обозначает "ненатуральный" либо "ненатуральный волос".
В переводе с германского "постишь" обозначает "поддельный волос", а постижер - мастер по изготовлению париков.
Когда мода на парики прошла, то постижеры стали делать работу по изготовлению разный "трансформаций". В 1895 году по всей Франции распространились прически из завитых волос с добавлением в виде шиньона, пучка, локонов, жгутов, челок. Прекрасную пышную прическу можно было сделать даже при отсутствии собственных густых волос, используя "преобразования". Мода на затратные волосы то появлялась, как это было в XIX веке, то исчезала. Но с течением времени "постижеры" стали изготовлять волосяные декорации в виде цветов, украшений для причесок.
В Рф "постижерные" работы выполнили поначалу крепостные девицы, потом свободные мастера. В каждой парикмахерской воспринимали заказы на "затратные" головы, шиньонов. Эти постижерные изделия, которые вошли в моду в прическах XIX века выдавали заказчикам напрокат.
Мальчик-ученик развозил по адресам коробки с шиньонами и после торжеств, для которых делалась непростая прическа, собирал их в мастерскую. Владелец не давал средств на пролетку, потому ученики бегали из конца в конец огромных городов. В неких парикмахерских были оборудованы особые "постижерные" мастерские. На данный момент подобные мастерские есть в главном для производства заказов от театров, для зрелищных мероприятий (шоу, маскарадов и др.).
Профессия постижер не позабыта с течением времени.
И.С.Сыромятникова, наш консультант, заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, историк моды по прическам.