Строгий стиль. Ближе к телу: рождение мужской рубашки
Рубаха. Одна из вещей, без которых нельзя представить для себя мужской гардероб. За прошлые века она поглотила в себя огромное количество смыслов, которые и на данный момент неявно находятся в ней, влияя на наше отношение к для себя и к другим людям. Ведь для того, чтоб выяснить почти все о актуальных ценностях человека, довольно посмотреть на его рубаху.
Происхождение мужской рубахи пропадает кое-где на заре цивилизации. Клерки старого Вавилона, писавшие денежные отчеты клинописью на сырой глине, не знали пиджаков и галстуков. Но они носили белоснежные рубахи с рукавами, предвосхищая будущее корпоративной культуры. Родословную современной рубахи историки строят к римской тунике, надевавшейся под тогу, как нижняя одежка. Варвары тоже носили рубахи, но из грубой домотканины на базе из пеньки. Не считая того, они считали мытье слабостью, недостойной мужчины. Потому роскошная (и незапятнанная) туника авторитетного римлянина, изготовленная из узкой льняной либо шерстяной ткани, стала более симпатичной точкой отсчета.
По мере того, как рассеивалась темнота Черных веков, возрождается энтузиазм к узкому и наряженному мужскому белью. Франты Ренессанса красовались своими рубахами, выпростав белую ткань через бессчетные прорези в рукавах курток. Но привычки часто стирать белье еще не наблюдалось, потому о таких господах прогуливался стишок: «Хотя в рубахах белоснежных щеголяют,/ По месяцам иногда их не меняют». Сначала XVI века итальянцы в первый раз научились плести кружево, и его на данный момент же принялись рьяно использовать для декорации мужских рубашек, в особенности плоеных воротников, которые скоро выросли так, что голова счастливого обладателя напоминала голову Иоанна Крестителя на блюде.
Страсть к узорам приняла такие размеры, что в XVII веке во время Тридцатилетней войны специально заключались «кружевные перемирия», чтоб господа военные успели постирать свои пышноватые воротники и манжеты и просушить их, развесив на собственных мушкетах. В XVIII веке в русле более удобной британской моды появляется рубаха без украшений, со стоячим воротником, снабженным отогнутыми кончиками. В ней уже очевидно угадывается форма, сохранившаяся до наших дней.
Прямо до нового времени рубахи оставались предметом, символизировавшим принадлежность к высокому классу. Они теряли свою девственную белизну при любом виде физической работы, а расходы на постоянную стирку, глаженье и крахмаление мог позволить для себя далековато не каждый. Не считая того – как всякую одежку – делали их лишь на заказ. Отменная работа всегда стоила средств, а рубахи обычно заказывали дюжинами… Ситуация стала изменяться исключительно в промышленном XIX веке. 1-ые стандартные размеры мужских рубашек были установлены в США в 1860-е годы, во время войны меж Севером и Югом, на базе мерок, снятых с тыщ боец, нуждавшихся в схожем обмундировании.
К концу XIX века рубахи становятся более удобными в носке за счет мягеньких отложных воротников современного типа. Крахмальные стоячие воротнички равномерно вытесняются из ежедневной одежки. В 1-ые годы ХХ века они взяли реванш в области выходного костюмчика: стояче-отложные воротники, прозванные «отцеубийца», подпирали щеки почетных отцов семейств и юных хлыщей таким туго накрахмаленным забором, что они не могли повернуть шейку. Эта мода ушла во время Первой мировой войны. Казалось, ей никогда не судьба возвратиться – но на данный момент мы лицезреем ее вновь в мужских сорочках Alexander McQueen. Правда, «ужасный ребенок» Высочайшей моды, сочиняя готовые рубахи для парней, учел не только лишь конфигурации в одежке за последние 90 лет, да и новые поветрия в рубашечной моде. Их не надо крахмалить. (Современные рубахи не нуждаются в этом благодаря особым прокладкам из плотной ткани снутри воротничка и манжет и жестким вставкам в углах воротничка.) Воротники, форма которых припоминает портреты прадедушек, снабжены асимметричной застежкой на пуговицы, форма которой перекликается с косым узором на ткани.
Цвет в рубахи пришел тоже в ХХ веке. Поначалу на цветные рубахи смотрели косо, подозревая их хозяев в желании скрыть недочет чистоты. Предубеждение прошло, когда к цветным рубахам стали пришивать белоснежные воротники и манжеты. Так появились модели, балансирующие меж раскованностью и официальностью, стильный вид которых по достоинству ценят до сего времени. Другое изобретение начала века – пристежные воротнички (их выдумали, чтоб пореже поменять рубахи) – бесспорный анахронизм, верность которому хранят немногие оригиналы. Благодаря стиральным машинам население земли избавилось от массы заморочек. Небережно забрасывая вещи в бак, мы чуть ли задумываемся, каких мучительных усилий стоило нашим праотцам сохранять незапятнанным свое белье, а с ним – свою честь!