Стили и художественные направления, господствующие в различные эры, очевидно, влияли не только лишь на костюмчик, да и головные уборы. Потому шапки и чепцы становились то серьезными и чопорными, то наряженными и кокетливыми, принимая при всем этом различные формы.
В большинстве случаев они напоминали предметы быта: ведро, кастрюлю, бутылку, рюмку, чашечку, тарелку, горшок, самоварную трубу, поварской колпак и даже … фармацевтическую пилюлю. Нередко формы заимствовали из природы, подражая цветам, листьям, головкам птиц и животных.
Если приглядеться повнимательнее, то можно увидеть, что формы головных уборов, в большинстве случаев шляп, напоминают по форме крыши домов в разных странах мира.
В Африке крыши домов извечно покрывали листьями пальм и тростником. Шапки от солнца, которые и в наше время носят на «черном» материке напоминают как раз такую огромную конусообразную крышу.
Турки и индусы всем головным уборам предпочитают чалму, напоминающую по форме купол мечети. Есть особые управления, помогающие укладывать материал прекрасными складками.
В странах Западной Европы в эру средневековья головные уборы авторитетных горожанок и аристократок по собственному силуэту напоминали крыши готических соборов.
Итальянки обожали плоские четырехугольные шапки, похожие на крыши террас их домов.
Российские кокошники смотрелись как маленькие макушки православных церквей.
В Х1Х веке с развитием производства в моду вошли головные уборы, посреди которых самым приметным был цилиндр, напоминавший по форме заводскую трубу.
Формы и наименования головных уборов нередко зависели от событий, происходивших в жизни. Так во время войны 1812 года в Европе распространилась мода на кивер посреди дам, а гулкий фуррор скрипача-виртуоза Паганини (1782-1740) ввел в моду мягенькие фетровые широкополые шапки.
С проведением «Русских сезонов» в Париже в 1905-06 г. французы с наслаждением надели «боярки», расписные платки, треухи и картузы.
С покорением космоса стали носить шлемы, напоминающие шлемы астронавтов. А с проведением Олимпийских игр в моду вошли шапочки-бейсболки.
Во все времена материал, из которого изготовляли головные уборы, держался в секрете. В 1850 году узнаваемый путник Ботта побывал в Китае и там познакомился с одним местным обитателем, который занимался созданием шляп. Древняя шапка Боота, бобровая евро эталона очень износилась, и мастер-шляпник сшил для него новейшую такого же фасона, но не из бобрового меха, а шелковой ткани.
Приехав во Францию, путник решил почистить, изготовленную китайцем шапку. Шляпник–француз был восхищен работой китайского мастера, ибо тогда в Европе из шелка шляп не делали. Находчивый француз сходу объявил себя изобретателем «нового головного убора». Так посреди Х1Х века в моду вошли шапки их шелка.
Кто бы мог поразмыслить, что таковой головной убор, как цилиндр, сначало вызвал бурю насмешек в Великобритании, где ранее носили только шапки. В одной из газет был описан последующий случай: шляпник Джон Гезрингтон ходил по набережной с «чудовищной шелковой трубой» на голове. При виде этого головного убора детки орали от испуга, а дамы падали в обморок. Шляпника схватили и отвели в полицейский участок. За «беспорядки» возмутитель спокойствия был приговорен к 5 фунтам штрафа.
Сначала Х1Х века был установлен особый налог на мужские шапки. Уплатившему налог ставили печать снутри шапки на подкладку. Особые служащие производили осмотр шляп и если не находили знака, обладателю угрожал большой штраф.
И. Сыромятникова, наш консультант, искусствовед, историк моды по прическам