Я помню броский образ из прошедшего. Зима 1985, еще не началась Перестройка. Мы с родителями гуляли и свернули с улицы Горьковатого в переулок на задворках тогдашнего Госплана. Навстречу нам попался колоритнейший тип. Тип вышагивал в шикарной темной шубе с маленьким мехом. На нем была совершенно белоснежная рубаха с – аттеншн, плиз! – норковым галстуком, увенчанным роскошной золотой заколкой. Сухощавое ожесточенное лицо затеняла надвинутая на глаза широкополая шапка, также отороченная мехом. Реальный русский гангстер. Не хамоватые ухватки быков начала 90-х, а алькапоновский шик риал мена, знающего только свою волю к власти, читался в его виде…
12 сентября 2002 года в том же переулке, в зале “Новый манеж” проходил показ меховых изделий Ф.а.brica. Если ранее известные меховые марки и салоны приглашали российских дизайнеров создать для их отдельную меховую коллекцию, то сейчас дизайнеры сами сделали марку, имя которой, как считают устроители, «представит меховой mainstream в России».
Глас передавал сообщения в стиле русского радио «по заявкам трудящихся». Трудящимися были дизайнеры, как отлично известные (Юлия Далакян, Юлия Николаева, Татьяна Поленова, Екатерина Панкратова, Катя Гомиашвили), так и дебютанты (Александра Тумашова, Ольга Амарцева, Сергей Шамайко, Никита Нигибин).
Больше всего в показе впечатляет богатство мужских моделей. Моделей, выделяющих крутые, «мачо» элементы. Каракулевые жакеты и шарфы из каракульчи. Небережно наброшенная на плечи «шкура» с длинноватой бахромой. Пальто и большущим воротником на нагое тело и парка с отороченным мехом капюшоном. Был даже подходящий девайс для крутого мена в мехах, чемодан с выложенным бляшками желтоватого металла знаком «Евро». Открытие показа сопровождалось возникновением «мачо» мотоциклиста, пронесшегося по подию и наехавшего на камеры.
При всем этом в почти всех моделях было вроде бы до конца не принято право парней носить меха. Создатели лицезреют выход в драматичности, в акцентах не на «крутизне», а на эксцентричности. Часто в феминизации мужского вида.
Отсюда голубые кожаные штаны с черно-белым пальто и таковой же ушанкой, каракулевый жилет с ниспадающими из-под него кожаными полами «юбки», майка с рисунком женской груди (даже в именитом пиджаке с иллюзией нагого тела от Готье был конкретно мужской торс). Или смешные объемистые шапки с «перышками» из меха.
Большая часть парней сейчас не носит меха – шапки, естественно, не в счет, - считая это признаком женственности либо нуворишества. Это неверный ужас, приемлимо мужской ужас смотреться не как все. Тому гангстеру из СССР было на это плевать. Многим денди, любившим меха, тоже на это было плевать.
Да что там денди. До революции шикарные шубы были полностью в ходу. Сходу на разум приходит кустодиевский портрет Шаляпина. Либо фото в длиннополой шубе двухметрового красавчика любимчика всей Москвы архидиакона К. Розова
Сейчас мужик в мехах всегда будет выделяться в чапающей по слякати городской массе. Вопрос как выделяться. Он не должен нарциссично закутаться в шубу. Он должен нести ее гордо, с вызовом, со “смею” в виде и в очах…