История красы под редакцией Умберто Эко. М: СЛОВО/SLOVO, 2005
Всю историю красы можно уместить в жест Будды, указавшего на цветок во время проповеди. А можно породить собрание сочинений, не наименьшее, чем у Маркса и Ленина взятых вместе. Создатели тормознули на томе средней величины с бессчетными иллюстрациями (greatest hits по темам) и сжатыми комментами.
Откровений ожидать не приходится, но задачка показать, как изменялись эталоны красы во времени выполнена отменно. Жемчужину красы отыскивают в одетом и оголенном теле мужчины и дамы, в механизмах, драгоценностях и одичавших садах, в героизме и дионисийском буйстве, в божественном и страшенном, гротескном. Ленты репродукций и фото, похожие на эволюцию австралопитеков в неандертальцев в кабинете биологии. Джеймс Дин преобразуется Джима Моррисона и так далее в сторону Бекхэма.
Коммерческий вариант знаменитых книжек Просперо с соблюдением черт бренда «Умберто Эко». Драматичность, за которой стоит расчетливый разум. Игра относительностью человечьих представлений. Цитаты, очевидные и сокрытые.
От Эко всегда ждешь большего. В прошедшем году выходила его «Эволюция средневековой эстетики». Увлеченного предметом человека она захватит намного больше, чем эти «галопам по Европам». Но знатокам и эстетам рано подымать брови и морщить носы. Эко ведь выступает как редактор.
Приведу цитату из его же мудрейшей и очень полезной книги «Как написать дипломную работу»:
«Его (создателя обзорной работы – Кр-Он.) обвинили бы, что по неведению либо небрежению он не привел ряд имен, которые кому-то покажутся значительными, в то же время предназначил целые главы второстепенным создателям, а неких «основополагающих» выслал в примечания под строчку. Понятно, это был известный ученый, эрудированный историк, знатный критик, никто не колебался, что и опущение имен, и изменение оценок сущность части обмысленной концепции, так что отсутствие разбора какого-то создателя воспринималось посильнее, чем несколько страничек разноса».
Потому гурме от искусства предстоит наинтереснейшее занятие разгадывания ребусов что оставил и что опустил Умберто Эко и что за этим стоит.
К примеру, одна увлекательная линия. «История красоты» рассматривает по преимуществу европейскую традицию. Воздействие древней Эллады сохранено, но воздействие на западную Европу христианской Византии, средневекового центра красы, существовавшего в том же географическом регионе, фактически опущено.