Серия «Художник и знаток». СПб: Азбука-классика. 2004.
Фактически сразу в «Азбуке-классике» вышли томики серии «Художник и знаток». Написанные издавна, они до сего времени греют душу хоть какого эстета. Любая книжка – отлично популярная на Западе, но в первый раз издаваемая у нас работа по искусствознанию.
Прекрасна «Эволюция средневековой эстетики» Умберто Эко, кстати, начатая им во время службы в армии. Ее можно посоветовать всем увлеченным читателям «Имени Розы» и «Баудолино».
Британцы привержены традициям, но бывают эксцентричны. В их много практической сметки, порядком лицемерия, но они романтичны и владеют узким юмором. Они отлично ощущают природу, но обожают ее изменять на собственный лад, при этом так, чтоб все смотрелось естесственно.
Николай Певзнер, бежавший в Великобританию от гитлеровского режима, берется свежайшим взгядом иноземца оценить, что такое британский государственный нрав и как он проявляется в государственном искусстве. «Английское в британском искусстве» оценивает пристальным взгядом по миниатюрам саксонских Псалтирей и по иллюстрациям Блейка; по витражам готических соборов и по галантным картонам Хогарта.
«Перспективу как «символическую форму»» Эрвина Панофски в метро не почитаешь. Это самая непростая для осознания книжка серии, в какой примечания больше, чем основной текст. Просит скрупулезного, с возврашением вспять исследования. Она великолепна, как древние манускипты с чертежами и техническими пояснениями.
Вельфлин («Ренессанс и барокко») также незначительно тяжеловат, но все равно неплох. А вот «диптих» Кеннета Кларка «Нагота в искусстве» и «Пейзаж в искусстве» завлекает собственной дотошностью и сразу живостью изложения. Голое тело, когда читаешь Кларка, иногда кажется размеренным, как мирный пейзаж, а виды моря тревожут, как плоть падшей нимфы.
Робер Жан-Ноэль. Рождение роскоши. Старый Рим в погоне за модой. М: Новое литературное обозрение. 2004
Удревних римлян были носовые платки. Вы это знали? Возможно, вы просто не думали над этим. Старый Рим казался дальним, помпезным и высокомерным. Жан-Ноэль Робер выступил в роли Пигмалиона. Он воскрешает старых и дает нам шанс полюбить этот умопомрачительный мир – РИМ, узнав огромное количество деталей ежедневной жизни.
Суетность и амбиции римлян сделали их самыми отчаянными франтами в древнем мире. А покоренные народы с готовностью подставляли мошну под дождик сестерциев и подпитывали эту страсть.
Еще в III веке до н.э. римское общество разделилось на богатевшую не по денькам, а по часам элиту и обычный люд. Элита свободно обладала языком Гомера, а люд нет. Элита увлекалась греческими актерами и устаивала вечеринки в восточном стиле. Римские консерваторы бичевали местных «олигархов», а вкупе с ними и льстивых греков. Кросотки аристократки проматывали состояния мужей с таковой скоростью, что сенату пришлось принять закон, ограничивающий растраты.
Москва. Британский язык всюду. Голливудские киноленты. Дорогие клубы. Полусветские львицы в Dolce&Gabbana. Газета «Завтра» о характерах новейшей буржуазии. Наша родина – реальный 3-ий Рим, перенявший от дедушки в том числе и его пороки. С той различием, что Рим в книжке описан в зените величия, а мы исключительно в начале пути из ямы.
При живости изложения «Рождение роскоши» - это не коллекция светских сплетен тысячелетней давности, а суровое исследование. Хотя читать его можно запоем. Создатель делает эксукурсы в древнеримские архитектуру, игры, литературу, экономику и даже религию, чтоб показать, как мода оказывала влияние на их.
Scarisbrick Diana. Timeless Tiaras: Chaumet from 1804 to the Present. New York, Assouline. 2003
Перед оглавлением в этом шикарно изданном альбоме вы увидете занимательную фотографию: от пола прямо к сводам высочайшего потолка подымаются полки с бриллиантовыми диадемами. Это наилучший знак дома Chaumet, историю которого написала эксперт по ювелирным украшениям Диана Скарисбрик.
Timeless Tiaras развеивает заблуждение: великодушные лица остались в прошедшем. Изображения аристократок XIX века соседствуют с фото звезд ХХ века и современных моделей. Они идиентично великолепны. Почему? Так как на их падает свет высочайшего искусства.
Арсений Загуляев
СтатьиПоход по книжки. АпрельПоход по книжки. ФевральПоход по книжки. Декабрь 03Поход по книжки. Октябрь 03Поход по книжки. Август 03