Если в 1990 г. средняя парикмахерская услуга составляла в среднем 0,2% от месячного дохода обитателя городка, то в 1997 г. - уже порядка 6%. При том, что 46% москвичей имеют душевой доход наименее 1000 руб. за месяц (в масштабе 1998 г.), мужская стрижка в парикмахерской стоит в среднем 70-90 руб., а женская 100-120 руб.
При таком соотношении доходов и цен появляется ситуация, когда значимая группа населения не может пользоваться услугами парикмахерских либо обязана ограничивать число собственных посещений, а загрузка парикмахерских, по оценкам управляющих компаний, составляет в среднем 48%, что является одним из самых низких характеристик в сфере бытового обслуживания.
Основными причинами сложившейся ситуация являются:
рост себестоимости услуг при резком (в 3-5 раз) увеличении в ее составе толики, приходящейся на коммунальные платежи, аренду помещений, начислений на заработную плату и платежей по разным налогам. Действующие ставки арендной платы для парикмахерских (180 руб./кв. м) не дифференцированы по местности городка. Они не учитывают значимых различий в рентабельности компаний, расположенных в центре и на окраинах, и не оказывают стимулирующего воздействия на создание компаний в отдаленных новых районах жилой застройки;
высочайшие стартовые цены выкупа прав аренды либо принадлежности на нежилые помещения; обычно, в недостроенных зданиях и в отдаленных районах, также общая нехватка нежилых помещений для открытия новых компаний негативно сказываются на развитии подотрасли и усилении конкурентноспособной борьбы за потребителя как принципиального фактора регулирования цен и увеличения свойства обслуживания;
парикмахерские испытывают неравную конкурентнсть со стороны индивидуалов, большая часть из которых не зарегистрирована и не выплачивает налоги со собственной деятельности; имеет место также "теневой" оборот в самих парикмахерских и косметических салонах. Эти причины плохо сказываются на себестоимости и ценах на парикмахерские услуги.
Обозначенные предпосылки свидетельствуют о необходимости воплощения всеохватывающих мер по обеспечению ценовой доступности услуг парикмахерских, включая поддержку притока новых бизнесменов, гибкую фискальную политику, консолидацию и усиление контроля за деятельностью парикмахеров - индивидуалов и т.д.
Данные проведенных социологических исследовательских работ свидетельствуют о том, что порядка 12% потребителей не удовлетворены качеством услуг парикмахерских, а 38% считают, что стоимость на парикмахерские услуги не соответствует их качеству и объему работ. Последний показатель самый высочайший посреди всех подотраслей бытового обслуживания, при этом это мировоззрение фактически стопроцентно совпадает у потребителей со средним и низким уровнем доходов, пользующихся услугами обыденных парикмахерских и салонов.
Это значит, что данный тип компаний является более проблемным и просит особенного внимания при разработке программки развития подотрасли.
От решения препядствия "стоимость - качество" для компаний, обслуживающих массового потребителя, почти во всем зависят перспективы роста спроса населения на парикмахерские и косметические услуги. Об этом свидетельствуют результаты опросов потребителей и управляющих компаний (таблицы 4 и 5).
Направляет на себя внимание мировоззрение управляющих о необходимости расширения ассортимента и увеличения свойства услуг собственных компаний как важных критерий для вербования дополнительного контингента потребителей. Исходя из убеждений парикмахерского бизнеса, причины ассортимента и свойства также плотно сплетены с положением, которое занимает данная компания в иерархии компаний сферы парикмахерских и косметических услуг, с контингентом клиентов и, как следствие, с уровнем рентабельности.
Таблица 4
Намерения потребителей с разным уровнем дохода
почаще воспользоваться парикмахерскими услугами
N п/п
Условия предоставления услуг
Удельный вес (%) желающих почаще воспользоваться услугами зависимо от уровня дохода
Маленький
Средний
Высочайший
1.
Более низкие цены
64,3
58,0
10,8
2.
Более высочайшее качество услуг
16,3
30,5
51,4
3.
Размещение компаний в микрорайоне проживания
7,1
4,8
2,7
Таблица 5
На услуги парикмахерских
Меры
Понизить цены
Сделать лучше качество и расширить ассортимент
Сделать больше компаний
(%)
39,1
65,2
4,4
Текст документа предоставлен компанией "Консультант Плюс".