В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка Александра Шевченко
Выставка, приуроченная к 120-летию Александра Васильевича Шевченко, призвана напомнить о творчестве известного мастера, оказавшего существенное воздействие на судьбы российского искусства. Юбилейный показ соединяет воединыжды его акварели, гуаши, картинки и монотипии из различных источников: фондов ГМИИ имени А.С. Пушкина, собрания семьи художника и нескольких личных коллекций.
Имя Александра Шевченко не нуждается в особенном представлении: его произведения хранятся во всех огромнейших русских музеях, включены в неизменные экспозиции Гос Третьяковской галереи и Муниципального Российского музея. Участник выставок «Мира искусства», авангардных экспозиций «Бубновый валет», «Ослиный хвост». «Мишень», «№ 4» , один из основоположников объединений «Маковец» и «Цех живописцев», теоретик, доктор ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, Шевченко обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью, что позволяло ему стоять домом в отношении и авангардных тестов, и соцреалистического канона. Пройдя через кубизм, лучизм, футуризм, неопримитивизм, живописец выработал собственные творческие принципы, от которых не отступал до конца жизни. Любовь к предметному миру, желание выразить чувства от будничной жизни объединились в его искусстве с утонченностью и обобщенностью формы.
Графика всегда была принципиальной, неотъемлемой частью творчества Шевченко. С молодых лет он числился потрясающим рисовальщиком и не расставался с графическими материалами до конца дней. Его акварели, картинки, монотипии - не только лишь лабораторные опыты либо подступы к темам, получавшим окончание в живописи на холсте, да и полностью автономные, настоящие произведения. Романтические южные пейзажи, выразительные натюрморты, жанровые композиции со специфичной ритмической организацией... Круг шевченковских сюжетов не очень велик, зато каждый лист обладает явными пластическими плюсами. Живописец умел органично соединять декоративизм с приверженностью натурным впечатлениям: рвение к ясности композиции и лаконичному цветовому строю не мешало ему передавать чувственную полноту жизни. Шевченко никогда не утрировал литературной стороны сюжетов, предпочитая насыщать семантику собственных работ чисто художническими средствами и приемами. Это внимание к качеству и культуре изображения живописец смог передать плеяде собственных учеников - Ростиславу Барто, Борису Рыбченкову. Василию Почиталову, Валерию Каптереву, Борису Голополосову и другим.
В сегодняшнюю выставку включены работы на бумаге различных лет. Хронологически она начинается с маленьких парижских акварелей 1905 - 1906 г.г.. в каких юный живописец показал себя узким колористом и вдумчивым наблюдателем за окружающей жизнью. В рисунках 1910 - 1920-х годов Александр Шевченко стает уже сложившимся мастером с узнаваемой манерой и своей системой эстетических ценностей. Свою программку он формулировал так: «Нам нужно сначала подойти к природе, к жизни, отбросив свои «я», раствориться в их для того, чтоб вновь выйти претворенным в огромное, не личное, человеческое "я". Тогда и это будет искусство не нынешнего денька, а искусство эры, искусство монументальное». Необычным образом даже карандашные эскизы Шевченко содержит признаки эпохальности и монументальности.