19 января МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ Русской ФЕДЕРАЦИИ и Муниципальный МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА представят выставку офортов «ВЕСЬ МИР – ТЕАТР...». Офорты Жака Калло (1592/93-1635) из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Чтоб оценить значение творчества Калло в истории искусства, не непременно быть спецом в области гравюры. Довольно перечитать произведения Э.Т.А.Гофмана либо просмотреть работы театрального художника XX века Э.Г.Крэга. Неподражаемые, необычные образы Калло часто завлекали к для себя энтузиазм современных живописцев и режиссеров - В.Э.Мейерхольда, А.Я.Таирова, мастеров «Мира искусства». И этот энтузиазм был вызван не только лишь необыкновенным художественным языком гравюр, да и их содержанием: многие работы Калло посвящены конкретно театру, многие, с театром не связанные, проникнуты театральным духом.
Мастер родился в 1592(93?) году в Нанси. Уже в 1608 году он отчаливает на учебу в Рим, где изучает искусство гравюры в мастерских Ф.Томассена (1562-1622) и А.Темпесты (1555-1630). В конце 1611 года Калло переезжает во Флоренцию, где начинает работать вместе с граверами Р.Кантагаллиной и Д.Париджи (до1590-1635). Оба старших мастера занимались устройством праздничных представлений при дворе Медичи, разработкой театральных костюмов, декораций. В 1614 году Калло поступает на службу к Козимо II (1590-1621). Мастер работает во Флоренции до 1621 года, когда после погибели барона он ворачивается в Нанси, где становится придворным художником барона Лотарингского Карла IV.
Сотрудничество с Париджи при подготовке театральных представлений, и следующая самостоятельная работа в этой области сыграли важную роль в творческой судьбе Калло, почти во всем определив репертуар и художественный нрав его произведений. На многих его листах мы лицезреем уникальные изображения флорентийских празднеств, восхитительных не только лишь как свидетельства эры, да и как проявления броской манеры мастера. Это придворные спектакли, городские празднички, представления комедии дель арте - импровизированной итальянской комедии, появившейся в позднем XVI веке. На выставке представлены такие серии, как «Война Любви», «Война красоты», «Балли ди Сфессания», «Интермедии», «Три Панталоне», «Битва у барьера». Во всех этих работах неописуемая наблюдательность мастера смешивается с умопомрачительной творческой фантазией, любовью к гротеску.
Театр для Калло оказывается не только лишь темой и предметом изображения; театрализация затрагивает и интерпретацию образов, взятых из ежедневной жизни. Это проявляется как в общем построении композиций, так и в трактовке отдельных персонажей, чему пример - листы из серии «Каприччи», именитые «Искушение Св.Антония» и «Ярмарка в Импрунете», серии «Знать» и «Нищие».
В книжках часто встречаются слова о «театральном стиле» Калло. Театр как конкретный предмет изображения и театральный нрав, сообщенный сценам из обыкновенной жизни - эти два мотива постоянно находятся в почти всех работах мастера. Неповторимые придворные спектакли и представления комедии дель арте, бессчетные гротескные персонажи, вызванные к жизни виртуозной рукою художника, умеющего с неповторимим мастерством передавать на листе реальные образы реальности либо образы, сделанные его своей фантазией, - весь этот богатейший мир, запечатленный Калло, представляет энтузиазм и для современного зрителя.
Данная выставка - только очередной повод обратиться к одной из интересных страничек творчества этого восхитительного мастера. Листы, выставленные на выставке, вначале входили в состав широкой коллекции Румянцевского музея, с 1924 года они перебежали в собрание Гравюрного кабинета ГМИИ.
Выставка будет открыта до 11 апреля в ГМИИ им.А.С.Пушкина (Москва, Волхонка 12).
Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»